Игры с песком

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКИЙ САД № 306 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"

ИГРЫ С ПЕСКОМ

 

 Игры с песком в развитии речи детей.

 

Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова), определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Уже давно было доказано, что не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить по физическим возможностям пальчиков рук, как у него развита речь. Около трети двигательной области в головном мозге занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой моторной зоны. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно.

         Исследование общих движений пальцев рук :

1.    Сжать пальцы рук.

2.    Загнуть каждый палец попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3.    Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Исследование действий с предметами:

1.    Выложить узор из мозаики.

2.    вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

3.    Нанизать на нитку бусинки.

4.    Уложить в коробку 5 палочек (правой и левой рукой по одной штуке).

 

    В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравственные формы поведения, обогащается опыт общения. Ценность таких игр в том, что дети не только получали и анализировали языковую информацию. Но и оперировали ею, что стимулировало их речевую активность.

Игры и игровые упражнения:

·       Для развития изолированных движений указательного пальца.

Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в песке издающие звук;

·       Для развития пространственных представлений.

Например: начерти на песке план групповой комнаты, построим песчаный город, «Секреты».

·       Для развития зрительно- моторной координации.

Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь сказочного персонажа («Колобок»).

·       Для формирования кинетической основы двигательного акта.

Например:

O «Кошечка»

Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок.

O «Шалтай-Болтай»

Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием песка.

·       Упражнения для кончиков пальцев.

O «Молоточки».

Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

 «Гости»

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли,

Думали, что страшный зверь.

   Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.

 

«Мы играем»

Ножки вместе, ровно спину.

Мы сидим за пианино.

Мы разучиваем гамму.

Ножки вместе, спинку прямо.

  Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на пианино.

 

«Цыпленок»

Бедный маленький цыпленок

Кушать захотел спросонок.

По песку он клювом бьет

Будто бы пшено клюет.

  Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.

 

«Кран»

Вот потек на кухне кран,

Капли капают в стакан.

Подскажите, как нам быть,

Что нам в кране заменить?

   Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.

 

«Дятел»

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

   Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.

 

O Графомоторные навыки.

 

Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов: дорисовывание незаконченных рисунков, предметов; создание собственной картины. Рисование букв, недостающих элементов букв.

Графическая символика. Рисование узоров.

 

Задания по формированию словоизменения.

 

«Найди пару». Перед детьми разложены картинки с изображением предметов в единственном числе. В песке спрятаны аналогичные игрушки; предлагается найти пару (кот-коты, кукла-куклы, дерево -деревья)

 

«Зоопарк»

Цель - развитие психических функций; развитие мелкой моторики рук, развитие устойчивого интереса к творческой игровой деятельности; расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков.

Проблемные вопросы: Кто бывает храбрый, проворный (в каких случаях)? Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный?

Объяснить значение выражений: сделать из мухи слона, волк в овечьей шкуре.

Связная речь: описательные рассказы; загадки – описания.

Словарь:

существительные: животные, звери, волк, леопард, тигр, лес, нора, шерсть, морда, зебра, хищник;

глаголы: нападать, защищать, искать, питаться;

прилагательные: свирепый, слабый, сильный, голодный;

наречия: быстро, сильно.

Грамматический строй: узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных, Образование множественного числа.

 

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

К нам приехал зоопарк, занял он ближайший парк.

Очень много там зверей – приходи смотреть скорей!Тихо ходит черепашка – костяная неваляшка.

Всем легко ее догнать – раз, два, три, четыре, пять.

Слон такой большой и важный, словно дом многоэтажный.

Тяжко топает ногами, как бетонными столбами.

Косуля длинноногая вышагивает строгая.

Грациозна и красива, все зовут ее Камила.

Быстро скачет кенгуру, ну, затеяла игру!

Я догнать ее хочу, и за нею поскачу.

В зоопарк мы поиграли, наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут, место язычку дадут.

 

«Игрушки»

Цель: обогащение и активизация словаря, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей детей. Продолжать развивать память, внимание, логическое мышление.

Словарь:

существительные: игрушки, пирамидка, матрешка, кубики, магазин;

глаголы: прыгать, катать, искать, вращать, делиться,  строить;

прилагательные: игрушечный, любимый, мягкий, деревянный, маленький;

Грамматический строй: согласование существительных и прилагательных (мяч – большой). Предложно-падежное управление:

·       Из чего сделаны игрушки?

·       Кому подарили?

·       С кем играют?

Развитие психических функций: задавая вопрос, угадай предмет по ответам «да», «нет».

Связная речь: загадки-описания, описательные рассказы, сравнительно-описательные рассказы.

Развитие графических навыков: обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов, рисование на песке.

 

       Учитель-логопед Кашкевич Наталья Николаевна

Дата последнего обновления страницы 10.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»