Ароматерапия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКИЙ САД № 306 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"

 

Ароматерапия.

Речь является одним из показателей интеллектуального развития.

    Ранняя коррекция речевого развития ребенка приобретает особую актуальность. Выявление и компенсация речевых дефектов у детей позволяет добиться существенных результатов в формировании положительных черт личности, в общении с окружающим и подготовке детей к школе.

Развитие речи у детей с ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Эффективная логопедическая помощь может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее определению. У детей, имеющих недостаточность в сформированности таких психических процессов, как память, вызывает затруднение производить осознанные наблюдения под фонематическими, морфологическими и синтаксическими признаками слов и предложений, используемых в коррекционных упражнениях. Важен  комплексный подход.

Во всех образовательных программах уделяется внимание развитию слухового, зрительного центров, но почти нет речи о воспитании обонятельного, хотя он взаимосвязан с другими центрами. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Нейробиолог Бостонского университета Джон Кауэр создал первый в мире томограф, позволяющий наблюдать за реакцией различных отделов мозга на разные ароматы. Он считает, что каждый аромат определяется так же, как свет и звук: частотой колебаний, которые нос и регистрирует; ароматы используют для повышения производительности труда.

Одним из методов комплексного подхода является ароматерапия, вернее, ее элементы. Каждое эфирное масло много функционально, так как оно многосоставно.

1.     Обладают бактерицидным, антисептическим противовоспалительным действием;

2.     Воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла;

3.     Благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье.

Дети – чувствительные и внимательные натуры, воспринимающие действие ароматов без всякого предубеждения, потому их реакция на эфирные масла всегда положительна. В современных условиях активно изменяется окружающая нас атмосфера, возбудители, формирующие совершенно новый круг патогенеза заболевания и иммунной защиты организма.

Ароматерапия способствует поддержанию здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.

Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на логопедических занятиях через мотивацию к деятельности.

Основные задачи:

1.     Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем.

2.     Повышение умственной и речевой активности.

3.     Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

4.     Формирование чувства МЫ – создание психологического комфорта.

Начальный этап работы включает диагностику. Здесь важна и уместна работа с медицинскими работниками (выявление заболеваемости, диспансеризации), работа с психологом (наблюдения, тестирование, фиксирование отличительных черт личности).

При работе с родителями помогаю подобрать аромат (в зависимости от типа нервной системы, предназначенности аромата).

Предлагаю смесь для поднятия настроения: масло апельсина – 1 ч., мимозы – 1ч., лепестков розы – 1 ч., смесь для детских праздников: эфирное масло лимона – 3 ч., апельсина – 2 ч., ромашки – 2 ч.

Занятия направлены на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка. Помимо речевых  заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций (релаксация, развитие мелкой моторики, голосовые и дыхательные упражнения, психогимнастика).

Каждое занятие посвящено одной теме.

Речь человека отражает его психическое состояние. Блеск свечи и аромат эфирных масел помогают детям получить как можно больше положительных эмоций, создают речевую среду для высказываний и проявить духовные усилия здесь и теперь. Под музыку Шопена и аромат эфирного масла кедра дети становятся волшебными художниками, составляют рассказы по своим рисункам.

Вместе с детьми изготавливаем книжки-малышки с ароматными страницами. Рисование способствует осмыслению текста, формирует навыки самостоятельного высказывания, рассказа. Книжки-малышки эффективны при обучении  монологу.

Развитие мелкой моторики осуществляется через занятия лепкой, где так же присутствуют ароматы (масло в глине).

Запахи часто бывают связаны с определенными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает в нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Дети стараются быстро включиться в разговор при узнавании знакомого аромата. Устраивая чаепития с детьми (с аромалампой), дети сами выбирают тему разговора. Такая форма деятельности ориентирует на ценность общения. Использование ароматов эфирных масел позволяет детям чувствовать себя спокойнее, свободнее, уверенней. Резко снизилось число конфликтов между детьми, улучшилось эмоциональное состояние детей.

Как показала практика, использование элементов ароматерапии:

1.     Дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой.

2.     Способствует быстрому и легкому усвоению материала.

3.     Способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления.

4.     Формирует познавательные процессы.

5.     Дети  овладевают такими коммуникативными умениями, как умение вести диалог, составлять рассказ и самостоятельно высказываться.

6.     Значительно снижается количество дней, пропущенных детьми по болезни.

 

 

       Учитель-логопед Кашкевич Наталья Николаевна

Дата последнего обновления страницы 09.05.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»